» » Тест опросник выявление родительского отношения к детям

Тест опросник выявление родительского отношения к детям

Е

,
№1. – С. 25-34.6 О.Н. Диагностика типов детско-родительских
отношений // Российский психологический журнал. – 2009. – ТИстратоваГолубева Е.В.,

Диагностика типов детско-родительских
отношений

Детский
возраст является предметом внимания исследователей в самых разных областях
науки как значимый и ответственный период в жизни человека. Важную роль в
развитии ребенка, формировании его личности играет семья, существующая в ней
система внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Современная
семья включена в разнообразные сферы жизнедеятельности общества и испытывает на
себе влияние макросоциальных факторов. Глубокие социальные изменения в нашей
стране в 90-е годы XX.травматизациейдлительной эмоциональнойи внешне благополучные семьи, в которых
субъективное состояние ребенка вследствие неправильного воспитания может
характеризоваться   звимую часть социального организма. Эти трансформации
привели к росту числа малообеспеченных и деструктивных семей, в которых дети
вовлекаются в преступные занятия и становятся жертвами насилия. Проблемными с
точки зрения условий, создаваемых для развития детей, являютсяее уя века не могли не затронуть семью как наибол

в учебе, а поощрение детей сводится только к его
материальным формам» [2, 12]. контроля за
успешностью взрослыми или общего досуга.
Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко
прагматические формы — по поводу обихода, режима, со,
характеризуя психологические проблемы детей из семей, благополучных с точки
зрения их социально-экономического статуса, отмечают, что «практика
консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и
обеднением содержания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного
отношения друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной
деятельности ребенка Карабанова, О.А. БурменскаяПсихологи-консультанты
Г.В. 

на протяжении всего
развития психологической науки и практики проблема детско-родительских
отношений остается острой и на современном этапе.  Таким
образом, актуальная

у детей.  исследования детско-родительских отношений и выделены черты патогенных
типов воспитания, приводящих к эмоциональным нарушениям 
, В.В. Юстицкий и др.)
предприняты попытки разностороннегоСтолин,
В.В. Раттер,
А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, М. Лесгафт, П.Ф. ЗачепицкийЦелым рядом авторов (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Р.А.

Так,
А.Я. Варга под родительским отношением подразумевает целостную систему
чувств родителя к ребенку, т.е. особенности его восприятия и понимания
характера и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых
родителем в общении с ребенком.

и Р. Беллом, в которой основными факторами
являются эмоциональный (любовь — ненависть или принятие — отвержение) и
поведенческий (автономия — контроль).ШеферомИсследуя
структуру родительского отношения, А.Я. Варга основывается на динамической
двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Э. 

А.Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского
отношения: - интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, определяющее
когнитивный компонент; межличностная дистанция, определяющая степень
эмоциональной близости родителя к ребенку, характеризующая эмоциональный
компонент; форма и направление контроля за поведением ребенка, определяющие
поведенческий компонент.


родительского отношения (ОРО). опросник был разработан метод диагностики особенностей
родительской позиции по отношению к ребенку - Столиным [3]. На
основе вышеперечисленных положений автором совместно с В.В. симбиотически-авторитарный,
симбиотический, инвалидизацией и социальной инфантилизацией, отвергающий с принимающе-авторитарныйВ
связи с этим А.Я. Варга предлагает рассматривать типы родительского отношения
как сложившиеся паттерны их взаимодействия с детьми, определяемые различными
сочетаниями указанных компонентов – когнитивного, эмоционального и
поведенческого. Ею выделены следующие четыре типа неэффективных структур
родительского отношения, наблюдаемых у родителей, не справляющихся с воспитанием
детей:

составляет пять
следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:  61
вопрос методики

. Эта шкала выражает собой
общее эмоционально отрицательное (отвержение) или эмоционально положительное
(принятие) отношение к ребенку.Отвержение»1. «

2.
«Кооперация». Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с
ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
  3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоня­ется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку при­носит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

  1. Принятие-отвержение: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

4 шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6
Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.


Следите
за дисциплиной. Четко
определяйте свои ожидания и границы
дозволенного;используйте
дисциплину, для того, чтобы давать
наставления, а не в
качестве наказания; будьте последовательны;создайте правила поведения
в соответствии с возрастом и развитием
ребенка.


Обеспечивайте
физическую безопасность, обеспечивайте
ребенка едой, кровом, одеждой;
обеспечивайте и
поддерживайте семейный
распорядок; обучайте правилам личной
гигиеныи
правильного питания;уделяйте
внимание телесным повреждениям ребенка;
следите за безопасностью.


Обеспечивайте
эмоциональную безопасность,
говорите и поступайте так, чтобы дети
чувствовали себябезопасно
и комфортно, самовыражаясь; будьте
мягкими; будьте зависимыми.


Завершили
семинар мы словами: «Какой родитель не
хотел бы сказать «Я люблю своего ребенка
всегда, не зависимо ни от чего».
Сформулированная формула, подчеркивает,
что родительская любовь и семейное
воспитание понимается на как морализирование
и нотации, а как образ жизни и мыслей
родителей, как постоянное общение с
детьми при соблюдении общечеловеческих
правил поведения и общения, принятых в
обществе».


Итоговая
беседа с участниками семинара, экспертный
опрос специалистов Центра показал, что
подобные программы занятий с молодыми
родителями очень важны. Позволяют
обсуждать актуальные вопросы, обмениваться
мнениями, опытом решения сходных проблем,
да и просто общения.


После того,
как молодая семья П. приняла участие в
работе Родительского семинара, мы
провели выходную диагностику.


Родители
заполнили опросник Варга и Столина, и
получили такие результаты. По шкале
«эмоциональное принятие – отвержение»,
отражающей интегральное эмоциональное
отношение к ребёнку, результаты
изменились. Наблюдается улучшение,
«потепление» отношения к дочке.


По шкале
«авторитарная гиперсоциализация» также
есть положительная динамика. Родители
стали больше разрешать ребенку проявлять
самостоятельность, более терпеливыми.


Мамой был
заполнен тест для родителей, с помощью
которого можно оценить взаимоотношения
с ребенком. В результате чего мы выявили,
что взаимодействие с ребенком находится
теперь на высоком уровне (75%) – динамика
с 60%.


Таким образом,
анализ результатов проведения программы
Родительских семинаров показывает ее
эффективность.

Выводы по
второй главе:


1.
Педагогическая поддержка направлена
на организацию процесса совместного с
личностью человека (ребенка) определения
его собственных интересов, целей,
возможностей и путей преодоления
препятствий, проблем, мешающих ему
сохранить свое человеческое достоинство
и самостоятельно достигать желаемых
результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни. Социальная
поддержка в контексте работы с молодой
семьей состоит в том, чтобы помочь семье
предупреждать и успешно преодолевать
что-то негативное в жизни. При этом важно
ориентироваться на имеющиеся у нее (ее
членов) реальные и потенциальные
возможности, способности, ресурсы и
одновременно развивая потребность в
успешных самостоятельных действиях.

4

5

6

Процен-тильный ранг

4.41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

5 шкала

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процен-тильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,19

3,04

96,83

99,37

100

"Сырой балл"

0

1


Низкие баллы по данной шкале —

1-2 балла

— говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противополож­ным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.


Высокие баллы по шкале «симбиоз» —

6-7 баллов

— доста­точны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрос­лый человек не устанавливает психологическую дистанцию меж­ду собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей,


Низкие баллы по этой же шкале

— 1-2 балла

— являются при­знаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значитель­ную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.


Высокие баллы по шкале «контроль» —

6-7 баллов

— гово­рят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитар­но по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый че­ловек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.


Низкие баллы по этой же шкале

— 1-2 балла

— напротив, сви­детельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со сто­роны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наи­лучшим вариантом оценки педагогических способностей взрос­лого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.


Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» —

7-8 баллов

— являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он иг­норирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учи­телем и воспитателем для ребенка.


Низкие баллы по этой же шкале —

1-2 балла

, напротив, сви­детельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает слу­чайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.



Наверх