» » Тест опросник родительского отношения варга столин

Тест опросник родительского отношения варга столин

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: описание, инструкция, вопросы, обработка, ключ, интерпретация. Детские методикиТест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

  1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
  3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

1

2

6

7

8

9


19,22

31,19

48,82

80,93


3-я шкала

0

1

2

3

4

5

6

7


4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65


4-я шкала

0

1

2

3

4

5

6

7


4,41

13,86

32,13

53,87

69,3

83,79

95,76

-


5-я шкала

0

1

2

3

4

5

6

7

8


14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

98,83

99,37

100

7

8

9

31,19

48,82

80,93

1

2

3

4

5

6

7

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

1

2

3

4

5

6

7

13,86

32,13

53,87

69,3

83,79

95,76

-

1

2

3

4

5

6

7

8

45,57

70,25

84,81

93,04

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

В группе младших школьников с низким уровнем оценки успешности выполнения словесно-логического мышления показатель выполнения вербальной области батареи тестов определяется следующим образом: высокий и средний показатель выполнения — 61 % (16 учащихся); низкий показатель выполнения — 39 % (10 учащихся). Результаты диагностики родительского отношения (тест А. Я. Варга, В. В. Столин) родителей, дети которых имеют высокий уровень словесно-логического мышления, представлены на рисунке 6.

Рис. 6 Показатели теста-опросника родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) в группе родителей, имеющих детей с высоким уровнем словесно-логического мышления

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация": 2,19,30,48,50,57,59.

Во-вторых, по мнению многих экспертов, в первом субтесте десять вопросов сформулированы так, что балл по ним необходимо давать за ответ «нет», а не за ответ «да», как указывают авторы теста. Именно этим — ошибкой в ключах — можно, вероятно, объяснить, что все результаты по этой шкале с 24 до 31 балла имеют процентиль 100.

  59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  60.скрываю этого от него.  Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не

  61.Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие—отвержение ребенка: 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60., 3

Кооперация:  21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз:       1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

интерпретируется как:

— отвержение,

— социальная желательность,

— симбиоз,

— гиперсоциализация,

— инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных ран­гов тестовых баллов по соответствующим шкалам =160

 
 
1 шкала:«принятие-отвержение»
 
 
 
 
 
«сырой» балл
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
процентильный ранг
 

 

 

 

 

 

 
0. 63
 
3. 79
 
12. 02
 
«сырой» балл
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
процентильный ранг
 
31. 01
 
53. 79
 
68. 35
 
77. 21
 
84. 17
 
88. 60
 
90. 50
 
92. 40
 
93. 67
 
«сырой» балл
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
процентильный ранг
 
94. 30
 
95. 50
 
97. 46
 
98. 10
 
98. 73
 
98. 73
 
99. 36
 

 

 
«сырой» балл
 
 
 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
процентильный ранг
 
 
 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 шкала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«сырой» балл
 

 

 
2 3
 

 

 

 

 

 

 
процентильный ранг
 
1. 57
 
3. 46 5. 67 7. 88 9. 77
 
12. 29
 
19. 22
 
31:19
 
48. 82
 
80. 93
 
 
 
 
 
3 шкала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«сырой» балл
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
процентильный ранг
 
 
 
4. 72
 
19. 53
 
39. 06
 
57. 96
 
74. 97
 
86. 63
 
92. 93
 
96. 65
 
 
 
 
 
4 шкала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«сырой» балл
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
процентильный ранг
 
 
 
4. 41
 
13. 86
 
32. 13
 
53. 87
 
69. 30
 
83. 79
 
95. 76
 
 
 
 
 
 
 
5 шкала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«сырой» балл
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
процентильный ранг
 
 
 
14. 55
 
45. 57
 
70. 25
 
84. 81
 
93. 04
 
96. 83
 
99. 37
 
100. 0
 


Наверх