Эстетика

что это? Наука о прекрасном. Этика и эстетика

Современное мировоззрение не может существовать без таких понятий, как этика и эстетика. Однако для понимания различий между данными терминами стоит в целом разобраться во многих нюансах. В частности, с определением слова "эстетика". Что это за понятие, и чем две науки отличаются друг от друга?

Что такое этика?

Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. То есть это наука о прекрасном. Данные знания являются уникальными, ведь они способствуют принятию правильных решений. Систему можно свести к общественным нормам и моральным понятиям, на которые следует опираться на протяжении всей жизни. Этика представляет такие понятия, как честность, великодушие, щедрость, скупость, мстительность и многие другие.

– классический (V–IV вв. до н.э.),

– эллинистический III–I вв. до н.э.),

– римский (I–IV вв. н.э).

В курсе эстетики мы изучаем не столько художественный процесс, сколько его осмысление. Поэтому мы начинаем исследование античной эстетики ( от лат antiquus – древний), которая формируется в VI в. до н.э. (как раз в это время возникают первые античные эстетические теории);период ее расцвета относится к V–IV вв. до н.э., а с конца IV в. до н.э. клонится к закату в связи с кризисом древнегреческойрабовладельческой демократии. Гибель рабовладельческого общества Греции и Рима в VI в. н.э. положила конец развитию античной философии, а с ней и античной эстетической мысли.

Особая ценность античных эстетических концепций заключается в том, что они тесно связаны с эстетической практикой. Они выросли из потребностей в осмыслении художественной деятельности своего времени и обращены к ней. В эстетике классического периода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности и гуманизма. В этом заключается секрет жизненности и силы влияния античной эстетики на мировой культурный процесс в целом.

Влияние мифологии на становление эстетических взглядов.

Духовное развитие Древней Греции в VII–VI вв. до н.э. было связано с переходом от мифологии (от греч. mytos – предание, сказание; совокупность мифов, возникших в первобытном обществе, отражающих представления людей о природе, обществе, человеке; включает в себя элементы нравственности, религии, искусства) к науке и философии. Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а как синкретическое знание, включающее математические, естественно-научные познания, а также мифологию и искусство, мораль и право и т.д. Философия же начиналась как осмысление мира человеком. И, разумеется, она определялась мировоззрением людей, их представлениями, сформировавшимися под влиянием древней мифологии.

Так, например, у Гомера рациональные понятия причудливо переплетаются с мифологическими представлениями, что ярко проявляется в текстах “Илиады” и “Одиссеи”. С одной стороны, Гомер склонен трактовать эстетическое как сугубо вещественное, чувственно воспринимаемое, а с другой – художественно-эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от Божества. Теоретическое осмысление, безусловно, присуще этим произведениям искусства. Гомер использует важнейшие эстетические понятия: “прекрасный”, “красивый”, “гармония” и другие. Прекрасное, гармоничное, по Гомеру, есть нечто объективное, свойственное самой действительности, материальное, то, что можно непосредственно воспринять чувством. Автор не отделяет художественное творчество от деятельности ремесленника, которая, однако, в равной степени зависит от воли богов.

Сочетание мифологического и рационального мы встречаем и у Гесиода, автора поэм “Труды и дни”, “Теогония”. Красота и добро, по его мнению, исходят от богов, поэтому и художественное творчество – акт Божественный. Автор обосновывает эту мысль в поэму “Теогония” (миф о Музах). Наряду с мифологическими представлениями о природеэстетического, мы встречаем у поэта попытку осмыслить “меру” как эстетическую категорию в связи с практической деятельностью земледельца. Гесиод считает эстетические понятия универсальными.

Однако ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетических теорий. Их произведения еще нельзя назвать философскими. Они рассматриваются как предфилософия. Почву же для эстетической теории подготовили философы милетской школы (конец VII–VI вв. до н.э.) – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Основная заслуга милетских мыслителей состояла как раз в том, что они начали отход от мифа и противопоставили ему научное представление о мире и его закономерностях. Философы не разрабатывали эстетическую проблематику, но они оказали влияние на развитие древнегреческой философии и, естественно, эстетики.

Досократики: пифагорейцы, Гераклит, Демокрит.

Досократики (древнегреческие философы VI–V вв. до н.э. и их ближайшие преемники в IV в. до н.э., не затронутые влиянием аттической “сократической” традиции) были не профессиональными философами (за исключением Анаксагора), а государственными деятелями, законодателями, флотоводцами, активно участвовали в жизни полиса. Но именно они первыми создали эстетические концепции, интересующие ученых сегодня.

Первой философской школой, в недрах которой получили разработку главные эстетические понятия, явилась пифагорейская, основанная Пифагором в VI в. до н.э. в г. Кротоне (Южная Италия). Пифагорейский союз, объединявший единомышленников-аристократов, выдвинул ряд крупных философов, астрономов, математиков. По своим воззрениям пифагорейцы –идеалисты. Они считали число сущностью вещей и сводили познание мира к познанию управляющих ими чисел. Все существующее, по их мнению, представляет собой ряд порождающих гармонию противоположностей, которых они насчитывали десять. Именно эти философские положения стали основой их эстетической теории. Пифагорейцы считают, что гармония чисел – некая объективная закономерность, действующая во всех явлениях жизни, следовательно, и в искусстве. Пифагор первым обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной и ввел понятие космоса как противоположность хаосу. Так, космологическая теория приобретает эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки. Как было обнаружено, качественное своеобразие музыкального тона зависит от длины звучащей струны. На этой основе они развили учение о математических основах музыкальных интервалов. Пифагорейцы ищут объективную основу эстетического, и она, по их мнению, доступна количественному измерению. Они понимали гармонию диалектически как “согласие несогласных”, хотя и акцентироваливнимание на примирении противоположностей.

Пифагорейцы уделяли большое внимание вопросам эстетического воспитания, причем предпочтение отдавали музыке. Она наделялась способностью врачевать и тело, и душу человека, восстанавливать гармонию душевных переживаний.

Они оказали большое влияние на последующее развитие эстетики: первыми диалектически подошли к истолкованию гармонии и красоты (категории эстетики, отражающей гармоничность, совершенство, упорядоченность как свойство явлений действительности), поскольку стали рассматривать их как единство противоположностей; первыми поставили вопрос об объективных основах прекрасного и предложили вариант теории эстетического воспитания.

Диалектические догадки пифагорейцев об основных эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (ок. 530–470 гг. до н.э.), который за первооснову всего сущего принимает “вечно живой огонь”. Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность, но нет ничего постоянного – все течет и изменяется. В отличие от пифагорейцев он делает акцент на борьбе противоположностей, а не на их примирении. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит, как и пифагорейцы, считает, что прекрасное имеет объективную основу, но ее он видит не в числовых отношениях, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Красота, по Гераклиту, относительное свойство и определяется принадлежность к разным родам: самая красивая обезьяна безобразна по сравнению с человеком.

Гераклит различает понятия гармонии и красоты. И гармония, и красота у него возникают через борьбу и являются единством противоположностей. Однако гармония, как источник красоты, носит универсальный характер: на ней основан космос, она составляет суть человеческих отношений, она присутствует в произведениях искусства. И эстетическое значение гармонии зависит от глубины составляющих ее противоположностей.

Интересно гераклитовское толкование меры как одной из важнейших эстетических категорий. Мера, как и гармония, имеет всеобщий характер, лежит в основе космоса. Мера – объективная закономерность, существующая независимо от человека. Главные эстетические понятия – красота, гармония, мера – рассматриваются Гераклитом как отражение свойств и связей объективного мира.

Гераклит Эфесский – один из ранних древнегреческих мыслителей, его заслугой стало осмысление основных эстетических категорий с позиций диалектики.

Из литературного наследия основоположника атомистического учения Демокрита (ок. 460–370 гг. до н.э.) до нас дошло лишь небольшое количество отрывков, из которых мы знаем, что он объяснял происхождение искусства естественными причинами, обращаясь кначальным ступеням человеческой истории. Мыслитель связывает появление искусства с определенными социальными потребностями и обстоятельствами. Непосредственно же искусство произошло из подражания человека животным. Проблема меры у Демокрита имеет эстетический характер; он говорит, что во всем “прекрасна середина”, иначе самое приятное станет неприятным.

Центральное эстетическое понятие – прекрасное – истолковывается им материалистически. Сущность прекрасного, по его мнению, заключается в симметрии, мере, гармонии частей, в определенных количественных отношениях.

Краткое рассмотрение эстетических воззрений пифагорейцев, Гераклита и Демокрита приводит нас к выводу о том, что эстетика у них выступала как наука об определенных сторонах бытия космоса. Они пытались найти и определить объективную сторону прекрасного, которую видели или в количественных отношениях, господствующих в мире, или в вещественных свойствах космоса, или в стройном порядке, гармонии и симметрии частей. Внимание этих эстетиков, таким образом, фиксировалось на бытии и его объективных свойствах.

Сократ, Платон, Аристотель.

В противоположность рассмотренным выше философам Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, который связывал добродетель со знанием и считал диалог основным методом нахождения истины, мало интересовался проблемами бытия. Он отрицательно относился к эмпирическому изучению природы, поскольку оно опирается на свидетельство органов чувств, а значит, лишено познавательной ценности. Сократ выступал против принципа причинности, противопоставив ему телеологическое миропонимание: все имеет своей целью пользу человека; признавал существование богов, но центр его внимания перемещался на человека.

Человек интересует Сократа со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. Именно с этих антропологических позиций мыслитель подходит к рассмотрению эстетических проблем. Необходимо отметить, что Сократ хорошо знал искусство своего времени, разбирался в профессиональной стороне художественного творчества: в молодости он был ваятелем и, став философом, часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел с ними дискуссии.

Согласно Сократу, всякая человеческая деятельность преследует определенную цель. Высшим результатом этой деятельности является абсолютное благо. Эстетическая деятельность также является целесообразной; ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели (целесообразность– соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная илиидеальная модель которого представляется в качестве цели). Следовательно, прекрасное не может существовать как абсолютное свойство предметов и явлений. Оно раскрывается лишь в отношении, а в сущности совпадает с целесообразным. Более того, Сократ отождествляет прекрасное не только с целесообразным, но и с хорошим, добрым. Относительность прекрасного здесь является следствием соотношения предмета с целями человеческой деятельности.

Искусство, с точки зрения Сократа, есть воспроизведение действительности посредством подражания, которое вовсе не тождественно простому копированию явлений. Художник творчески воспроизводит действительность, исследует ее, отбирает из массы изученных единичных предметов определенные признаки, обобщает их. И природа, преображенная такой деятельностью, возвышается до идеала. Сократ ставит вопрос о возможности воспроизведения в искусстве того, что не имеет ни пропорции, ни цвета, ни формы, т.е. духовных свойств человека, состояния его души. Это возможно, утверждает философ, поскольку эти качества человека отражены в его лице и жестах. По Сократу, изображения в искусстве достойны те люди, у которых присутствуют благородные черты характера, высокие нравственные качества. Именно нравственный идеал должен быть воплощен в художественном произведении. Заслуга Сократа как эстетика в том, что он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является человек, прекрасный телом и духом.

Сократ был учителем Платона Афинского (437–347 гг. до н.э.) – древнегреческого философа, объективного идеалиста, родоначальника платонизма.

Философские воззрения Платона сформировались под влиянием Сократа, элеатов и пифагорейцев. Согласно Платону, чувственные вещи изменчивы, преходящи и не являются истинным бытием. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным сущностям – “видам” или “идеям”. Идеи Платона – это общие понятия, представляющие собой самостоятельные сущности. Идей столько, сколько общих понятий; они находятся в отношении соподчинения, а верховной является идея блага. По отношению к реальным вещам идеи – “прототипы”, причины, образцы, а вещи остаются лишь отражением идей. Эта исходная объективно-идеалистическая точка зрения лежит в основе платоновского учения о мире, обществе, морали и искусстве.

Вопросы эстетики поднимаются во многих сочинениях Платона: “Гиппий Больший”, “Государство”, “Федр”, “Софист”, “Пир”, “Законы”. Важнейшей эстетической проблемой для Платона является прекрасное. В диалоге “Гиппий Больший” философ ищет абсолютно прекрасное. Согласно Платону, лишь идея, приобщенная к конкретным вещам, украшает их, делает их прекрасными.

Подробно об абсолютно прекрасном Платон говорит в диалоге“Пир”. Здесь он дает иерархию красоты: сперва нам нравятся красивые физические тела, потом мы переходим к представлению о красивом вообще, далее обращаемся к прекрасным душам, а от них – к красоте науки, чтобы наконец возвыситься до идеального мира красоты. Идея прекрасного противопоставляется чувственному миру: она находится вне времени и пространства, не изменяется, не может быть уничтожена. Поскольку красота носит сверхчувственный характер, поэтому она постигается не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного, таким образом, оказывается не художественное творчество и не восприятие прекрасного, а отвлеченное умозрение, состояние интеллектуального экстаза, приближающее человека к сущности вещей, внутреннему содержанию предмета, выражающемуся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, дает возможность душе припомнить то, что она знала в мире идей.

В диалогах “Пир”, “Федр”, “Федон” Платон поэтично описывает такое состояние, когда разум постепенно восходит от одиночных прекрасных предметов вообще к прекрасным телам, нравам и обычаям и, наконец, к высшему знанию – идее прекрасного. В этой идеалистической конструкции Платона просматривается мысль, что источник красоты нужно искать в объективных условиях, вне субъекта.

По Платону, искусство (одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, которая удовлетворяет эстетическим потребностям человека и отражает действительность в художественно-образной форме) подражает чувственным вещам, которые сами являются образами, отражениями идей. Художник не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей, т.е. создает копии с копий. Поэтому искусство, как вторичное отражение, лишено познавательной ценности, более того, оно обманчиво, лживо и препятствует познанию истинно сущего мира. Искусству нет места в идеальном государстве Платона. Впоследствии он несколько смягчается и соглашается, что Муза должна доставлять наслаждение только наилучшим людям, получившим хорошее воспитание. Этим людям искусство не принесет вреда, а будет даже полезным.

Основные положения эстетики Платона послужили исходными предпосылками для многих теорий искусства. Некоторые философы становились последователями Платона, другие – начинали построение собственных концепций. Первым критиком платонизма стал Аристотель Стагирит (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, энциклопедист, основатель перипатетической школы, в эстетической концепции которого проявились материалистические тенденции его учения, основатель науки логики. Вопросы эстетики Аристотель рассматривает в “Риторике”, “Политике” и “Поэтике”, произведении которое дошло до нас в неполном виде. В нем он обобщаетхудожественную практику своего времени и дает теоретическое осмысление художественного творчества. В противоположность Платону, который трактует эстетические категории умозрительно, Аристотель всегда исходит из конкретных фактов, из практики развития искусства.

В центр своих эстетических исследований философ, как и его предшественники, ставит проблему прекрасного. Это закономерно для древнегреческой эстетики, для мыслителей того времени. И искусство, и эстетическое сознание являются воспроизведением прекрасного бытия, которое характеризуется мерой, гармонией, а потому абсолютно прекрасно. Основными чертами прекрасного, по Аристотелю, являются “слаженность, соразмерность и определенность”, а также “ограниченность величины”. Наиболее высокое выражение прекрасного – живые существа, и в особенности человек.

Еще одним важным признаком прекрасного философ называет целостность: начало, середина и конец обязательно предполагают друг друга. Для него прекрасное объективно и абсолютно, но оно находится не в идеях, не в абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах. Он отождествлял красоту и благо, причем видел их проявления и в живой, и в неживой природе, и в обществе, и в искусстве.

Искусство, по Аристотелю, коренится в склонности людей к подражанию. Удовольствие, которое мы получаем от восприятия произведения искусства, – в радости “узнавания”. Поэтому мы на картине увлеченно рассматриваем то, что в реальной жизни нам видеть неприятно. Источник эстетического удовольствия Аристотель усматривает не в идеях и других идеальных сущностях, а в естественном стремлении людей к познанию мира (высшей форме отражения объективной действительности сознанием человека). Человеку приходится “узнавать” и “рассуждать”, поэтому искусство является одной из форм его познавательной деятельности. Аристотель ставит, таким образом, вопрос о художественной правде, об отношениях искусства и действительности. Он не требует абсолютной точности воспроизведения вещей и явлений в искусстве. Задача искусства не в механистической репродукции действительности, а в ее творческом отражении.

Все виды искусства, по Аристотелю, различаются по средствам подражания: звук – средства для музыки и пения; краски и формы – для живописи и скульптуры; ритмические движения – для танцев; слова – для поэзии. Кроме того, они делятся на искусство движения (поэзия, музыка, танец) и искусство покоя (живопись и скульптура). Более подробно философ останавливается на делении словесного искусства на роды и виды, в основе которого лежат особенности объектов и формы подражания. Он выделяет эпос, лирику и драму, причем драма делится на трагедию и комедию.

Процесс создания художественного произведения, как и его восприятие, – интеллектуальный акт. Искусство не имеет значения самопо себе. Его роль –воспитание людей, поскольку нравственным идеалом, по Аристотелю, является “созерцательная деятельность разума”. Поскольку искусство – та же теоретическая деятельность, то и оно созерцательно. Художественное познание – это пассивно-созерцательное восприятие мира, а духовное наслаждение искусством ведет к катарсису (от греч. katharsis – очищение; понятие древнегреческой эстетики, означающее духовное переживание и очищение при восприятии художественного произведения). Эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели –разумной деятельности.

В творчестве Аристотеля развитие древнегреческой эстетической мысли достигло кульминационной точки. Уже ближайшие ученики философа оказались не готовы продолжить дело своего учителя, и в дальнейшем эстетика античности клонится к закату.

Эстетическая мысль в эпоху эллинизма.

Эстетика эллинизма получила свое развитие в стоицизме, эпикуреизме, скептицизме и неоплатонизме, а также в близких к нему мистических теориях.

Школа стоиков возникла после смерти Аристотеля. Ее ранними представителями являются Зенон (ок. 336–264 гг. до н.э.), Клеанф (331–232 гг. до н.э.), Хрисипп (280–208/205 гг. до н.э.), поздними – Цицерон (106–43 гг. до н.э.), Сенека (ок. 4–65 гг.) и Эпиктет (ок. 50 – ок. 138 гг.).

Стоики рассматривают искусство как подражание природе. В этом пункте они придерживаются теории мимесиса античной классики. Но интерпретация принципа подражания природе дается ими в отрыве от общественной жизни людей, весь пафос направлен на индивидуальное самоусовершенствование человека. Из сочинений Хрисиппа, Сенеки следует, что стоики занимаются гораздо меньше вопросами общественной роли искусства, его природы и другими общеэстетическими проблемами, отдавая предпочтение формам художественного произведения, ораторскому искусству, стилю. Что касается стиля, стоики требуют здесь ясности, лаконичности, точности. О стилях и фигурах речи много рассуждал, например, Цицерон.

Эстетическая теория эпикуреизма представлена в эпоху эллинизма Эпикуром (341–270 гг. до н.э.), Филодемом (нач. I в. до н.э.) и Лукрецием (I в. до н.э.). Высказывания Эпикура по эстетике случайны и отрывочны. Гораздо обстоятельнее на этих вопросах останавливался Филодем. В трактате о музыке он высказывает мысль, что она доставляет такое же чувственное удовольствие, как еда и питье. Филодем отрицает общественное содержание искусства музыки и делает вывод о невозможности оказания ею какого-либо влияния на чувства и волю человека. Все это происходит оттого, что музыка, по Филодему, неявляется подражанием чему-либо, в том числе и природе.

Эстетическая теория эпикуреизма достигла вершины своего развития у Лукреция. Он разрабатывает эстетические проблемы на основе материалистического представления о мире. В своей поэме “О природе вещей” он развивает мысль о нерушимости законов природы, независимых от вмешательства богов, утверждает принцип вечности и неуничтожимости материи, основываясь на атомистической теории. Искусство, по Лукрецию, возникло из потребностей человека, но это потребности особого рода – “услада”. Непосредственно искусство происходит из подражания природе. Искусство не только дает нам “усладу”, но и играет сугубо утилитарную роль. Например, оно служит средством распространения знания о “природе вещей”.

В эстетических теориях скептиков просматриваются индивидуалистические и субъективистские тенденции, ранее обозначившиеся у стоиков и эпикурейцев. Основателем школы скептиков был Пиррон (ок. 365–275 гг. до н.э.). Согласно древним скептикам, познать вещи невозможно. В теории это должно привести к “воздержанию от суждения”, а на практике – обеспечить безразличное, бесстрастное отношение к предметам, “безмятежность души”.

Эстетические воззрения скептиков лишены положительного пафоса. Они старались доказать, что наука об искусстве невозможна, а эстетическое восприятие, как и понимание прекрасного, субъективно.

Некоторое оживление эстетической мысли эпохи эллинизма нашло выражение в эстетических высказываниях Плутарха (45–120), Лукиана (II в.), Псевдо-Лонгина (настоящее имя неизвестно). Представляют интерес высказывания Плутарха о принципе подражания, об эстетическом воспитании, о сущности и видах комического, о социальных аспектах искусства. Особенное значение имеет знаменитый трактат “О возвышенном” Псевдо-Лонгина (его иногда приписывают Дионисию Лонгину). Проблема возвышенного рассматривается здесь автором с точки зрения риторически стилистической. Но для нас важна сама попытка ввести новую категорию в число основных эстетических понятий. Таким образом, ставится проблема расширения сферы искусства, раньше областью искусства считалось только прекрасное.

Оживление эстетической мысли во II–III вв. было непродолжительным. Окончательный распад античной эстетики происходит в III в. Вульгаризация и разложение античной эстетической мысли особенно ярко проявились у Плотина (205–270), видного представителя неоплатонизма. Мир Плотин мыслит как эманацию, истечение Божественной полноты. Первоначальное совершенство, постепенно принижаясь, все более и более становится несовершенством. Цель человека состоит в возвращении к Богу, что осуществляется через аскезу и экстаз. Только в состоянии умоисступления и экстаза мы возвышаемся до Божества.

,

,

,

,

,

,

— великие исследователи тайн искусства.

проповедовал сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Эстетика влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Она помогает художнику выработать художественную концепцию мира и личности. Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Теоретически развитое сознание лучше осваивает глубинные смыслы произведения и полнее переживает эстетическое наслаждение.


История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.


Ф. Шиллер анализируя чувство возвышенного выделил в нем три составные части. Во-первых, явление природы как сила, неизмеримо превосходящая человека. Во-вторых, отношение этой силы к нашей физической способности к сопротивлению. В-третьих, отношение ее к нашей моральной личности к нашему духу. Таким образом чувство возвышенного возникает вследствие действия трех последовательных представлений: объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего субъективного морального превосходства.


Категорию возвышенного подробно рассмотрел А. Шопенгауэр. Но предлагал представить себе бурное волнение в природе, полумрак от грозовых туч; огромные нависшие скалы, которые, теснясь закрывают горизонт, пустынную местность, стоны несущегося по ущельям ветра … перед нами отчетливо проступает наша зависимость, наша борьба с враждебной природой, наша сломленная воля; но до тех пор пока вверх не возьмет ощущение личной опасности и мы пребываем в эстетическом созерцании, сквозь этот образ сломленной воли проглядывает чистый субъект познания, спокойно и невозмутимо познающий идеи тех явлений, которые грозны и страшены для воли. В этом контрасте и заключается чувство возвышенного.


Другой пример: когда мы погружаемся в размышление о бесконечности мира в пространстве и времени, когда думаем о прошедших и будущих тысячелетиях или когда в ночном небе нам предстают бесчисленные миры и неизмеримость мира пронизывает наше сознание, то мы чувствуем себя ничтожно малыми, призрачными затерянным, словно капля в океане. Одновременно против этого призрака нашего ничтожества восстает непосредственное сознание того, что все эти миры существуют непосредственно в нашем представлении, что мы способны сознавать свое ничтожество, что подавляющая нас бесконечность заключена в нас самих. Это возвышение нашего духа над ничтожеством нашей собственной индивидуальности и означает чувство возвышенного.

А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности, представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру, культуру быта и т.д. Этими явлениями занимаются техническая и практическая эстетики. Техническая эстетика – это теория дизайна, освоение мира по законам красоты промышленными средствами. Идеи технической эстетики зародились в середине 19 в. в Англии. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов. Уильям Моррис на теоретическом (работы Декоративные искусства, их отношение к современной жизни, 1878; Вести ниоткуда, или Эпоха счастья, 1891и др.) и практическом (создание художественно-промышленной компании) уровнях разрабатывал проблемы эстетики труда, статуса художественной промышленности, дизайна, декоративно-прикладного искусства, эстетической организации среды. Немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер в 1863 опубликовал «опыт практической эстетики», сочинение Стиль в технических и тектонических искусствах, где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники.

Эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т.д. находится в поле зрения практической эстетики. Эта область эстетического знания пока мало разработана, но у нее большое будущее, так как ее сфера интересов широка и многообразна.

- наука об эстетическом преобразовании действительного мира человеком, о канонах красоты и гармонии в искусстве и быту, о приобщении к миру, исполненному красоты и гармонии и зиждущемуся на этих канонах.


В
средние века распространена была
трактовка безобразного, восходящая к
Блаженному Августину. Она представляла
соотношение прекрасного и безобразного,
по аналогии с трактовкой соотношения
добра и зла. Прекрасное существует и
оценивается само по себе, безобразное
как его противоположность. Универсуму
(вселенной) в целом свойственна красота,
но отдельные части могут быть безобразны.
В эпоху Возрождения безобразное часто
использовалось для того чтобы по
контрасту подчеркнуть красоту идеала.
Эстетика эпохи классицизма отрицала
эстетическую ценность безобразного.
Реабилитировал безобразное Э. Бёрк,
связав его с категорией возвышенного.


В
классической немецкой эстетике Шиллер
обосновал право искусства на изображение
безобразного. При этом он проводит
четкое разграничение пошлого и низкого
в искусстве. Пошлое в искусстве возникает
тогда, когда случайное изображается
так же тщательно, как и необходимое»,
низкое по его мысли выражает не только
нечто негативное – простое отсутствие
мысли и благородства, но и нечто
положительное грубость чувства, низменное
– отсутствие необходимого качества,
которого мы в праве требовать от всякого».


Размещено
на Allbest.ru

Категории
Эстетики


План


1.
Прекрасное и безобразное


2.
Возвышенное и низменное

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от др.-греч. )#Древнегреческий|αἰσθητικός]]τέχνη[[add=( «αἰσθητική, наука об объектах чувственного восприятия», далее из αἴσθησις «ощущение, чувствование» из αἰσθάνομαι «ощущать, воспринимать» (восходит к праиндоевр. *au- «воспринимать») . Слово эстетика в современном значении восходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена, ср. его сочинение «Аеsthеtiса» (1750 г.).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Наверх